Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются, меня интересует, что ими движет“. (Пина Бауш, немецкая танцовщица и хореограф)

В ближайший вторник, 10 января, начинается курс «Фигуры танго», и я хочу сказать несколько слов о том, чем мы будем там заниматься, и зачем это нам нужно.

Вообще подобная постановка вопроса, да и само название курса — довольно странны с точки зрения традиционного обучения как танго, так и любому парному танцу в принципе. Ведь очевидно же, что любой танец состоит из фигур, и поэтому учат — тоже фигурам. Об опасностях такого пути я давно писал в тексте «Два способа учиться танцевать», а о том, почему так получилось — в тексте «Отчаянный поиск свободы». При этом я ни в коем случае не оспариваю само утверждение, что танец состоит из фигур. Весь вопрос в том, что это такое и откуда они берутся.

Начнем с первого вопроса:

  • «Фигура — наружный очерк предмета, внешнее очертанье, вид, образ, стать. В плясках: условное и совместное движенье двух или более участников». (толковый словарь Даля)
  • «Фигура — положение, принимаемое кем-чем-нибудь при исполнении чего-нибудь в движении — в танце, при полете в воздухе». (толковый словарь Ожегова)

Оба определения для нас важны. Фигура — это «внешнее очертанье, вид, образ», она — то, что видит глаз. Поэтому для любого внешнего наблюдателя танец на самом деле состоит из фигур — из положений, принимаемых танцующими в ходе исполнения танца. Когда мы смотрим на танец — по умолчанию мы смотрим на фигуры. Конечно, возможен и другой способ восприятия — когда мы не только смотрим, но и видим, что происходит, но базовый режим восприятия танца — именно восприятие внешнего образа движения, то есть траектории, по которой движутся тела. Именно образ этой траектории мы и называем фигурой.

Тут-то наш разум нас и обманывает! Нам кажется, что раз мы видим фигуры, когда смотрим на танец, то для того, чтобы научиться танцевать, нам нужно выучить эти фигуры и исполнять их. И мало кто задается вопросом, откуда берутся эти фигуры, так же, как мало кто задумывается, что такое танец.

С моей точки зрения, танец — это движение души, воплощенное в движении тела: мы нечто чувствуем — и находим соответствующее этому чувству движение тела в пространстве. Отсюда и рождается танец, которой находит воплощение в конкретных фигурах. Для танцующего человека (если, конечно, он находится в состоянии танца) нет фигур, поскольку ему не на что смотреть — он ориентируется на собственные чувства и ощущения тела. Его движение рождается изнутри и развивается по собственным законам — мысль просто не успевает следить за развитием движения, для нашего ума оно просто происходит и мгновенно остается в прошлом. Совсем не так для тела и чувств — они живут этим движением и всеми возможностями его развития в моменте, каждый миг ощущая себя живыми. Если же вся траектория движения известна заранее и никак не связана с нашими чувствами — тело и сердце начинают скучать и механически выполнять заученное движение, то есть перестают жить и танцевать.

Поэтому фигуры — не танец. Танец выглядит как состоящий из фигур для стороннего наблюдателя, но для самого танцующего он вырастает из собственных чувств и ощущений, именно они формируют движение и его траекторию.

Теперь уместно вернуться к исходному вопросу: зачем нам нужно заниматься фигурами? Мой ответ таков: для того, чтобы увеличивать возможности тела воплощать движения души. Работая с фигурами, мы на самом деле обучаем наше тело двигаться разными непривычными пока для нас способами, чтобы затем оно могло использовать приобретенные навыки в живом танце. Работая с фигурами, мы учимся осознавать собственное тело и тело того, с кем танцуем, и понимать, как работают наши тела и какие возможности у них есть. Всё остальное — вторично.

Да, к сожалению, современный танцевальный мир в целом устроен таким образом, что люди научаются некоторому базовому тезаурусу фигур, и дальше складывают из них свой танец. Как правило это приводит к тому, что они, во-первых, не могут танцевать с теми, кто этого тезауруса не знает, а во-вторых, оказываются не способны двигаться за пределами этого словаря, и их танцы становятся похожи один на другой как две капли воды. От последнего, к сожалению, никто не застрахован, потому что творчество в танце требует присутствия и усилий, но как минимум мы не должны сами лишать себя возможности творить и импровизировать.

Так что наша задача на этом курсе простая — увеличить возможности нашего тела, чтобы сделать наш танец более разнообразным. Именно этим мы и будем заниматься ближайший месяц.