Курс из 8 занятий по вторникам о навыке присутствия в танце. Задача курса — повысить собственную чувствительность к тому, что происходит с нами во время танца — к телу, чувствам, музыке, пространству, состоянию партнера и пары в целом.

Курс по присутствию в танце — давняя моя мечта, ибо для меня это выход за рамки того, чем традиционно принято заниматься на любых занятиях парными танцами. Весь мой опыт говорит о том, что качество нашего танца, то есть его питательность, зависит не столько от того, что именно мы «умеем» или «не умеем» технически, сколько от качества и значимости событий, случающихся с нами во время танца. А для того, чтобы воспринимать эти события, а тем более — быть способными создавать их, нам нужно учиться особенному типу внимания — присутствию.

Обычно мы думаем, что это «мы танцуем». Но честнее будет сказать, что танец «происходит с нами», и наши возможности в нем довольно сильно ограничены. Чтобы танцевать, то есть «совершать действие танцевания», нужно сначала научиться быть. Должен появиться тот, кто танцует. Нас же чаще всего нет, ибо наше внимание гуляет, как та кошка, само по себе, без нашего ведома и контроля.

На курсе мы будем исследовать, на что направлено наше внимание, пока мы танцуем, и как с его помощью мы можем воздействовать на свой танец. Будем работать над повышением внимательности и чувствительности — к своему телу, чувствам и мыслям, к музыке и пространству, к телу и чувствам партнера, к сексуальности и дыханию, вообще к своему состоянию и состоянию другого человека. И будем учиться быть — находиться своим вниманием здесь и сейчас, в том, что происходит с нами, пока мы танцуем.

Темы курса

Как обычно, у курса не будет жесткой структуры, мы постараемся, чтобы он сам был похож на танец — будем следовать за нашими желаниями и настроением. Примерный перечень тем:

  • Присутствие в теле. Ощущение собственного тела и его сигналов — дыхания, болей, напряжений, желаний, удовольствий и т.п Ощущение собственного тела как объекта в пространстве — исследование объема и границ тела, опор, оси, баланса, движения. Присутствие вниманием в теле партнера — осознание собственных ощущений от тела партнера и исследование сигналов его тела — дыхания, напряжений, направлений движения, баланса и т.п.
  • Присутствие в паре. Работа с объятием и пространством пары — ощущение пространства внутри и снаружи пары, исследование возможностей и ограничений этого пространства, исследование разных способов сохранять и формировать контакт в паре. Ведение и следование — каким образом мужчина ведет женщину в танце, и каким образом женщина следует за ним, где проходят границы ведения и следования, как можно играть с этим в танце, на ходу меняя правила взаимодействия.
  • Присутствие в чувствах. Исследование собственных чувств и состояний, их связи с танцем, пространством, атмосферой места, музыкой. Исследование состояний партнера через ощущение его тела и сигналов, которые оно посылает. Танец как «игра чувств» — построение танца через поток выражения телом того, какие чувства пробуждает в нас музыка, партнер и сам танец.
  • Присутствие в движении. Исследование принципа «мужчина рисует ногами женщины». Техника ведения и следования в работе с фигурами. Работа с пространством танца — исследование собственного движения и его траектории, ощущение соседних пар и их танца, а также пространства в целом. Танцевание в очень свободном и очень тесном пространстве.
  • Присутствие в танце. Исследование танца как общения мужского с женским. Осознание собственного пола и пола партнера, исследование сексуальной энергии и ее проявлений в танце, связь сексуальной энергии, присутствия и творчества. Осознание того, что происходит между мужчиной и женщиной, которые танцуют. Исследование ролей, которые мы играем в танце, и возможностей их взаимодействия друг с другом. Исследование мыслей и образов, которые мы удерживаем своим вниманием во время танца, и того, как они влияют на наше тело, чувства и танец (обычно влияют гораздо сильнее, чем мы думаем).