Я начинаю потихоньку выстраивать для себя идеологию и методологию работы над собой в танце. В ближайшее время будет серия текстов про это. Первым из них был текст про аргентинскую йогу, а сегодня я вспомнил о том, с чего для меня вообще началась вся эта история.

Дело было 31 декабря 2011 года на лекции по итогам года в Мастерской становления и развития личности Михаила Папуша. Лекция была посвящена трем уровням возможного функционирования человека — автоматическому, внимательному и самосознательному. Я тогда впервые почувствовал и осознал, что мое увлечение танго может быть не только развлечением, то есть попыткой забыть и потерять себя в танце, а наоборот — работой над пробуждением, над способностью быть. Тут нужно рассказать подробнее.

Пелевин в своем романе «t» писал о том, что люди читают книги для того, чтобы забыть себя: «Ведь именно в этом и состоит смысл чтения — забыть себя на время». Помню, что когда я впервые читал эти строки, я на мгновение пришел в себя, осознал себя, и одновременно осознал, что я прямо сейчас именно это и делаю — читаю, чтобы забыть себя на время, чтобы не быть.

Позже, когда я первый раз приехал в Буэнос-Айрес, я столкнулся с тем, что совершенно не могу ходить на большинство байресовских милонг. Потому что я отчетливо вижу, что люди приходят на них для того, чтобы забыться, забыть себя в танце. Самое сильное переживание, связанное с этим, случилось в знаменитой «Ла Вируте», когда я вдруг осознал, находясь там, что подавляющее большинство людей там спит, что их нет, и что за этим они сюда и пришли.

Вот эта история в «Ла Вируте» в сочетании с лекцией Папуша, о которой я сейчас рассказываю, и подтолкнули меня к мысли, что мои поиски связаны не с реальной Аргентиной и не с танго как таковым, а с возможностью Пути к собственной сущности и высшим состояниям сознания через работу с танцем. С тех пор это интересует меня больше всего остального.

Я нашел текст этой лекции, и выложил его на сайт, поскольку мне хочется периодически к нему возвращаться. Папуш рассказывает там о возможности увидеть человеческое функционирование как состоящее из трех уровней:

  • уровня автоматического функционирования;
  • уровня, на котором необходима внимательность к предмету деятельности;
  • и уровня присутствия, на котором мы одновременно внимательны и к предмету, и к самим себе, к собственному вниманию.

Последний вопрос в тексте лекции принадлежит мне. Именно тогда я впервые подумал о том, что можно было бы сделать из занятий танго практику самопознания и развития человека:

— А означает ли это, что путь в третий уровень может быть основан на различных практиках второго?

М.П.: Конечно, на любых, которые тебе типологически соответствуют — то есть на любых, которые создаются не из ложной личности.

Как это обычно и бывает, когда ученик готов, учитель находится. Уже в следующем году мы нашли человека, который с помощью танго и танца учил именно этому — умению быть.

(фото в заголовке страницы — с перфоманса Марины Абрамович «В присутствии художника»)