Напишу свое мнение про códigos — свод правил поведения на милонгах, — раз уж такой вопрос возник.

Начать придется издалека. Правила в совместной жизни людей встречаются везде и повсюду — от государственного законодательства до неформальных правил поведения внутри любого сообщества.

Задача правил с общественной точки зрения — обеспечить согласованное движения по жизни большого количества существ, обладающих индивидуальной волей и свободой выбора. В этом смысле правила — это всегда правила общежития, правила совместной жизни. Это способ сообщества взять на себя ответственность за самосохранение сообщества, потребовав от индивида платы в виде ограничения его свободы.

Для каждого конкретного человека правила — это разработанный кем-то до него способ достижения той или иной цели, соблюдение которого должно гарантировать достижение этой цели. Например, выполнение правил дорожного движения должно гарантировать его безопасность. Слепое следование правилам — это всегда перекладывание ответственности за результат своего действия на автора правил. Принятие этой ответственности на себя дает свободу играть с правилами, понимая их смысл и ограничения.

Чем более свободен человек, чем больше у него осознанности и личной силы, тем в большей степени он принимает на себя ответственность за свои действия, и тем в меньшей степени руководствуется правилами. Плата за свободу от правил — принятие на себя ответственности за свои собственные действия перед собой, людьми и миром. Это не означает игнорирования правил, наоборот — это означает степень присутствия и чувствительности к ситуации на более высоком уровне, чем подразумевают правила.

Если вернуться к тому же дорожному движению, то здесь можно выделить два края. Один свойственен всем европейским странам — это максимально жесткая регламентация правил поведения на дороге. Если вы соблюдаете правила — вы в безопасности. Чем лучше эти правила продуманы, тем выше уровень безопасности, но при этом у них есть одно важное свойство — они рассчитаны на функционирование человека на уровне автоматической энергии. То есть соблюдение правил позволяет человеку двигаться по дороге с очень малой степенью присутствия, находясь в очень глубоком трансе — главное следить за знаками, разметкой, сигналами светофора, что с опытом вождения происходит на автомате. Именно поэтому можно передать функцию управления автомобилем компьютеру, что и произойдет в европейских странах в ближайшие несколько лет.

Другой край — это дорожное движение, например, в Индии. Кто там был и ездил по дорогам — поймет. Кто не был — посмотрите, например, вот это ролик:

Ни светофоров, ни полос разметки, ни регулировщика. Но при этом не происходит никаких столкновений. Почему?

Когда я впервые попал в Дели, у меня было ощущение, что там все водители ненавидят друг друга — они непрерывно сигналили. Я привык, что в Москве звук сигнала — это в первую очередь выражение недовольства. Только через какое-то время до меня дошло, что таким образом индийцы просто обозначают свое присутствие. Звук сигнала говорит: «я здесь, заметь меня, обрати на меня внимание».

Тот же самый хаос творится на скоростных магистралях. Но при этом столкновений очень мало. Дело в том, что индийцы на дорогах — внимательны и находят в постоянном взаимодействии друг с другом. Они опираются не на правила, а на собственное чувство ситуации. Поэтому там возможны такие чудеса, когда оба потока, не сговариваясь, резко сбрасывают скорость, чтобы пропустить одну пошедшую на обгон машину, которой не хватает времени, чтобы вписаться обратно в свою полосу. Это — другой край, край внимательности, присутствия и чувствительности. Он требует перехода с автоматической на чувствительную энергию.

Но вернемся танго. В танго-сообществе есть такая форма регулирования взаимодействия людей на милонгах, которая зовется кодексом (códigos). Почитать можно, например, здесь — http://tangospb.ru/этикет-танго-кодигос/. Подразумевается, что его соблюдение обеспечивает безопасность и этичность взаимодействия танцующих. Там много всякого разного, непривычного нам. Начиная от кабесе́о — правил приглашения с помощью взглядов и кивков головы и до так называемых танд — общепринятого формата, когда музыка на милонгах состоит из набора по четыре композии, между которыми следует перебивка (кортина). Соответственно, принято приглашать на танду, а после танды — расходиться.

Я эти правила мягко говоря не жалую, потому что они переводят взаимодействие между людьми с уровня чувствительных человеческих отношений на уровень автоматических отношений «посетителей милонги». Они лишают это взаимодействие риска и контакта. Мне лично смешно, когда мне рассказывают, как мне нужно приглашать женщину на танец. Я хочу приглашать не так, как принято, а так, как я приглашу именно эту женщину именно сейчас именно на этот танец. И хочу получить именно её реакцию именно на мое приглашение, какой бы они ни была. И хочу принять на себя всю ответственность за последствия.

Хотя, конечно, в самих правилах нет ничего плохого. Просто осознанному и чувствительному человеку, человеку, который _есть_, они не очень нужны. Да, если вы впервые попали в новое место, иногда бывает полезно знать, как здесь принято. Но это можно выяснить и просто внимательно понаблюдав за происходящим. Когда же люди с самым серьезным видом начинают регламентировать такую часть человеческой жизни, как парные танцы, мне становится не по себе. Танец — это пространство чувствительности и спонтанности, пространство жизни. Поэтому я так благодарен Эрнесто, который показал мне возможность свободы от любых правил, но заставил принимать на себя ответственность за свою жизнь и свои танцы.

И это — очень важная для меня часть Архентины. Поэтому мы так редко обсуждаем здесь какие-либо правила. Вслед за моими учителями я вместе с вами ищу присутствия и чувствительности. Ищу, как быть человеком, и как видеть в других живых людей, а не объекты для танца. Потому что танго не требует кодексов, оно требует другого — смелости, присутствия духа, чувствительности, внимательности, принятия, азарта и любви к жизни. И суть танго — в отчаянном поиске свободы. От правил, от форм, от собственного опыта и от самих себя.